Атомные
ледоколы
— суда, построенные специально для использования в водах, круглогодично
покрытых льдом. Ледоколы — суда, способные плавать по покрытым льдом
водами, ломая лёд специально приспособленным носом (в ряде случаев — и
кормой). Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. Они были
сконструированы в России для обеспечения судоходства в холодных водах
Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие
необходимости в частой дозаправке, которая может возникнуть в плавании
во льдах, когда такой возможности нет, или такая дозаправка сильно
затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу на винты.
Зимой
толщина льда в Северном ледовитом океане варьируется от 1,2 до 2 м, а в
некоторых местах достигает 2,5 м. Атомные ледоколы способны плавать в
водах, покрытых таким льдом, со скоростью в 20 км/ч (11 узлов), а в
свободных ото льда водах — до 45 км/ч (до 25 узлов).
На
момент своей закладки ледокол «Ленин» был первым атомным надводным
кораблём и первым атомным гражданским судном. Проект атомохода был
разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953—1955 годах (проект № 92).
Главным конструктором был В. И. Неганов, а атомная установка была
спроектирована под руководством И. И. Африканова. Судно было заложено в
1956 на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Главный
строитель — В. И. Червяков. Судовые турбины — Кировского завода. Главные
турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод. Гребные
электродвигатели — ленинградский завод «Электросила».«Ленин» был спущен
на воду 5 декабря 1959 г.
С
1960 года находился в составе Мурманского морского пароходства.
Характеристики данного ледокола: водоизмещение – 16 тыс. тонн (без
баласта); длина – 134 м (наибольшая); ширина – 27,6 м; высота борта –
16,1 м; силовая установка – 2 атомных реактора, 4 турбины, 32,4 МВт (44
тыс. л.с.); скорость – 18 узлов (33,3 км/ч).За первые 6 лет эксплуатации
ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более
400 судов.
|
Ледокол
«Ленин» на почтовом конверте и марке. |
На
ледоколе дважды случались ЧП с ядерными реакторами: первый в 1965 г.,
второй — в 1967 г. Второе ЧП привело к серьёзному повреждению одного из
трёх реакторов ОК-150 и их замене на два реактора ОК-900. В 1989
г.,после 30 лет эксплуатации, «Ленин» был выведен из эксплуатации и
превращён в музей. Сейчас он находится на базе Атомфлота в Мурманске.
Атомные
ледоколы класса «Арктика» используются для сопровождения грузовых и
других судов по Северному морскому пути. В этот путь входят Баренцево,
Печорское, Карское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых и Берингов пролив.
Основные порты на этом пути — Диксон, Тикси и Певек. Ледоколы класса
«Арктика» имеют двойной корпус; толщина внешнего корпуса в местах ломки
льда − 48 мм, в других местах — 25 мм. Между корпусами располагаются
цистерны водного балласта, которые служат для изменения дифферента в
сложных ледовых условиях. Некоторые суда покрыты специальным полимером
для уменьшения трения. Характеристики данных судов:
-
Длина:150 м (136 м по ватерлинии)
-
Ширина:30 м (28 м по ватерлинии)
-
Осадка: 11,08 м
-
Высота: 55 от киля до верхушки мачты
-
Максимальная скорость: 44 км/ч
-
Рейсовая скорость: 36 км/ч
-
Экипаж:150 человек (включая 50 офицеров и инженеров)
-
Пассажиры: 100 человек (в 50 каютах)
-
Силовая установка: два реактора ОК-900 мощностью по 171 МВ
Ледоколы
этого класса могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти
корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что
усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому
пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не
входит. Как правило, для обеспечения корабля энергией достаточно только
одного из двух реакторов корабля, но во время плавания задействованы оба
(на менее чем 50%-й мощности). Обычно на ледоколах класса Арктика
имеются много удобств для экипажа: бассейн, сауна, кино, тренажёрный
зал, бар, ресторан, библиотека и волейбольная площадка. Все атомоходы
класса «Арктика» могут нести на себе два вертолёта, которые придаются им
специально для сложных рейсов или туристических круизов.
Два
атомных ледокола, «Таймыр» и «Вайгач», были построены в
Финляндии(корпуса), а атомную начинку для них сделали на Балтийском
заводе. В отличие от «Арктики» они оснащены одним реактором и имеют
меньшую осадку, поэтому могут использоваться в устьях рек. Их длина
составляет 151 м, а ширина — 29 м. Эти атомные ледоколы также могут быть
использованы в качестве пожарных судов.
Атомные
ледоколы часто используются в научных целях. Так, в 1977 г. ледокол
«Арктика» стал первым надводным судом, достигшим Северного полюса. С
1989 г. некоторые атомные ледоколы используются для туристических
экскурсий, в основном — к Северному полюсу. Впервые для этих целей был
использован атомный ледокол «Сибирь».
Все десять существующих в мире атомных ледоколов (хотя один из них на
самом деле является не ледоколом, а атомным лихтеровозом с ледокольным
носом) были построены в СССР. Почти все эти корабли были построены на
Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Два
ледокола — речные Вайгач и Таймыр — были построены на Новых хельсинских
верфях в Финляндии и затем переправлены в Ленинград для установки
ядерных реакторов. Лихтеровоз Севморпуть был построен на керченском
заводе «Залив».
Незаменимость атомного флота особенно отчетливо показала навигация 1983
года, когда в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали более
50 судов, в том числе новейшие дизельные ледоколы «Ермак», «Адмирал
Макаров» и даже атомоход «Ленин». Под угрозой оказались не только суда,
но и жизнеобеспечение арктических поселков, ожидавших сезонного завоза.
Атомоход «Арктика» в качестве ледокола-лидера сумел высвободить караваны
судов из ледового плена. В истории спасательных операций на море эта по
праву может считатся самой крупной в мире из успешных. Капитан ледокола
Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, 29
членов экипажа были награждены орденами и медалями.
Волго-Дон —
речные сухогрузные суда, предназначенные для перевозки массовых грузов
(уголь, руда, зерно, щебень и т. п.) по крупным внутренним водным
артериям. Строились с 1960 по 1990 год, одна из самых массовых серий
советских речных судов (всего построено до 225 кораблей различных
серий).
За время постройки суда неоднократно модифицировались:
-
Проекты 507 и 507А —
первые модификации, открытый трюм-бункер без переборок
-
Проект 507Б —
установлены машины меньшей мощности (1800 л.с. вместо 2000 л.с.)
-
Проекты 1565, 1565М —
закрытые трюмы, надстройка современной формы
-
Проект 1566 —
составное судно, имевшее самоходную часть и несамоходную
баржу-приставку. Открытые трюмы. Построено единственное судно в 1966
году под названием «XXIII съезд КПСС».
Суда проектов 507, 507А, 507Б и 1566 строились на Навашинском
судостроительном заводе «Ока», проектов 1565 и 1565М — там же и на
заводе Santierul Navale Oltenita, Румыния.
Конструктивно суда представляют собой теплоходы грузоподъемностью
5000-5300 т. (проект 1566 — 10 000 т. с приставкой) с открытыми либо
закрытыми трюмами. Длина кораблей 138—140 м, ширина 16,6-16,7 м, осадка
3,5-3,6 м. Мощность машины 1800—2000 л.с., скорость порожняком 21-23
узла.
Суда типа Волга-Дон активно эксплуатировались и продолжают
эксплуатироваться на Волге, Каме, Дону, Волго-Балтийской водной системе,
на Днепре, а также на Енисее ниже Казачинских порогов.Дальнейшим
развитием проекта стали теплоходы типа «Волжский». |
Информация была взята
со следующих сайтов:
www.wikipedia.org
www.awards-su.com
www.glory.rin.ru
www.soldat1941.narod.ru
www.sssr-history.ru
www.topgun.rin.ru
www.ussr.km.ru
www.velikvoy.narod.ru
|
|