ГЛАВНАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Атомные ледоколы — суда, построенные специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Ледоколы — суда, способные плавать по покрытым льдом водами, ломая лёд специально приспособленным носом (в ряде случаев — и кормой). Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. Они были сконструированы в России для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в частой дозаправке, которая может возникнуть в плавании во льдах, когда такой возможности нет, или такая дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу на винты.

Зимой толщина льда в Северном ледовитом океане варьируется от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м. Атомные ледоколы способны плавать в водах, покрытых таким льдом, со скоростью в 20 км/ч (11 узлов), а в свободных ото льда водах — до 45 км/ч (до 25 узлов).

На момент своей закладки ледокол «Ленин» был первым атомным надводным кораблём и первым атомным гражданским судном. Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953—1955 годах (проект № 92). Главным конструктором был В. И. Неганов, а атомная установка была спроектирована под руководством И. И. Африканова. Судно было заложено в 1956 на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Главный строитель — В. И. Червяков. Судовые турбины — Кировского завода. Главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод. Гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила».«Ленин» был спущен на воду 5 декабря 1959 г. С 1960 года находился в составе Мурманского морского пароходства. Характеристики данного ледокола: водоизмещение – 16 тыс. тонн (без баласта); длина – 134 м (наибольшая); ширина – 27,6 м; высота борта – 16,1 м; силовая установка – 2 атомных реактора, 4 турбины, 32,4 МВт (44 тыс. л.с.); скорость – 18 узлов (33,3 км/ч).За первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов.

Ледокол «Ленин» на почтовом конверте и марке.

 На ледоколе дважды случались ЧП с ядерными реакторами: первый в 1965 г., второй — в 1967 г. Второе ЧП привело к серьёзному повреждению одного из трёх реакторов ОК-150 и их замене на два реактора ОК-900. В 1989 г.,после 30 лет эксплуатации, «Ленин» был выведен из эксплуатации и превращён в музей. Сейчас он находится на базе Атомфлота в Мурманске.

Атомные ледоколы класса «Арктика» используются для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути. В этот путь входят Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых и Берингов пролив. Основные порты на этом пути — Диксон, Тикси и Певек. Ледоколы класса «Арктика»  имеют двойной корпус; толщина внешнего корпуса в местах ломки льда − 48 мм, в других местах — 25 мм. Между корпусами располагаются цистерны водного балласта, которые служат для изменения дифферента в сложных ледовых условиях. Некоторые суда покрыты специальным полимером для уменьшения трения. Характеристики данных судов:

  • Длина:150 м (136 м по ватерлинии)

  • Ширина:30 м (28 м по ватерлинии)

  • Осадка: 11,08 м

  • Высота: 55 от киля до верхушки мачты

  • Максимальная скорость: 44 км/ч

  • Рейсовая скорость: 36 км/ч

  • Экипаж:150 человек (включая 50 офицеров и инженеров)

  • Пассажиры: 100 человек (в 50 каютах)

  • Силовая установка: два реактора ОК-900 мощностью по 171 МВ

Ледоколы этого класса могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит. Как правило, для обеспечения корабля энергией достаточно только одного из двух реакторов корабля, но во время плавания задействованы оба (на менее чем 50%-й мощности). Обычно на ледоколах класса Арктика имеются много удобств для экипажа: бассейн, сауна, кино, тренажёрный зал, бар, ресторан, библиотека и волейбольная площадка. Все атомоходы класса «Арктика» могут нести на себе два вертолёта, которые придаются им специально для сложных рейсов или туристических круизов.

Два атомных ледокола, «Таймыр» и «Вайгач», были построены в Финляндии(корпуса), а атомную начинку для них сделали на Балтийском заводе. В отличие от «Арктики» они оснащены одним реактором и имеют меньшую осадку, поэтому могут использоваться в устьях рек. Их длина составляет 151 м, а ширина — 29 м. Эти атомные ледоколы также могут быть использованы в качестве пожарных судов.

Атомные ледоколы часто используются в научных целях. Так, в 1977 г. ледокол «Арктика» стал первым надводным судом, достигшим Северного полюса. С 1989 г. некоторые атомные ледоколы используются для туристических экскурсий, в основном — к Северному полюсу. Впервые для этих целей был использован атомный ледокол «Сибирь».

Все десять существующих в мире атомных ледоколов (хотя один из них на самом деле является не ледоколом, а атомным лихтеровозом с ледокольным носом) были построены в СССР. Почти все эти корабли были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Два ледокола — речные Вайгач и Таймыр — были построены на Новых хельсинских верфях в Финляндии и затем переправлены в Ленинград для установки ядерных реакторов. Лихтеровоз Севморпуть был построен на керченском заводе «Залив».

Незаменимость атомного флота особенно отчетливо показала навигация 1983 года, когда в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали более 50 судов, в том числе новейшие дизельные ледоколы «Ермак», «Адмирал Макаров» и даже атомоход «Ленин». Под угрозой оказались не только суда, но и жизнеобеспечение арктических поселков, ожидавших сезонного завоза. Атомоход «Арктика» в качестве ледокола-лидера сумел высвободить караваны судов из ледового плена. В истории спасательных операций на море эта по праву может считатся самой крупной в мире из успешных. Капитан ледокола Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, 29 членов экипажа были награждены орденами и медалями.

Волго-Дон — речные сухогрузные суда, предназначенные для перевозки массовых грузов (уголь, руда, зерно, щебень и т. п.) по крупным внутренним водным артериям. Строились с 1960 по 1990 год, одна из самых массовых серий советских речных судов (всего построено до 225 кораблей различных серий).

За время постройки суда неоднократно модифицировались:

  • Проекты 507 и 507А — первые модификации, открытый трюм-бункер без переборок

  • Проект 507Б — установлены машины меньшей мощности (1800 л.с. вместо 2000 л.с.)

  • Проекты 1565, 1565М — закрытые трюмы, надстройка современной формы

  • Проект 1566 — составное судно, имевшее самоходную часть и несамоходную баржу-приставку. Открытые трюмы. Построено единственное судно в 1966 году под названием «XXIII съезд КПСС».

Суда проектов 507, 507А, 507Б и 1566 строились на Навашинском судостроительном заводе «Ока», проектов 1565 и 1565М — там же и на заводе Santierul Navale Oltenita, Румыния.

Конструктивно суда представляют собой теплоходы грузоподъемностью 5000-5300 т. (проект 1566 — 10 000 т. с приставкой) с открытыми либо закрытыми трюмами. Длина кораблей 138—140 м, ширина 16,6-16,7 м, осадка 3,5-3,6 м. Мощность машины 1800—2000 л.с., скорость порожняком 21-23 узла.

Суда типа Волга-Дон активно эксплуатировались и продолжают эксплуатироваться на Волге, Каме, Дону, Волго-Балтийской водной системе, на Днепре, а также на Енисее ниже Казачинских порогов.Дальнейшим развитием проекта стали теплоходы типа «Волжский».

Информация была взята со следующих сайтов:

www.wikipedia.org

www.awards-su.com

www.glory.rin.ru

www.soldat1941.narod.ru

www.sssr-history.ru

www.topgun.rin.ru

www.ussr.km.ru

www.velikvoy.narod.ru

 
Hosted by uCoz