ГЛАВНАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После разгрома Белой армии генерал-лейтенанта П.М. Врангеля в Крыму в 1920 г. основная масса кораблей и судов Черноморского флота (33 вымпела) под командованием вице-адмирала М.А Кедрова ушла во французскую военно-морскую базу Бизерту (Тунис).
Андреевские флаги на этих кораблях были спущены 24 октября 1924 г. после признания СССР правительством Франции. Русские моряки перешли на положение беженцев.

Гражданская война и иностранная интервенция принесли России неисчислимые бедствия. В тяжелом положении оказался отечественный флот, потеряв 416 кораблей, из них 174 боевых и 242 вспомогательных. Материальная часть оставшихся судов была изношена практически до предела. 'В общем ходе революции и гражданской войны на долю морского флота выпали особенно тяжелые удары... В сумме это означало, что флота у нас нет', - писал М.В. Фрунзе, в то время заместитель Председателя Реввоенсовета. Необходимо было безотлагательно принимать меры к возрождению флота, чтобы обеспечить защиту столь протяженных морских границ молодой Советской республики. На это и был направлен ряд решений партии и правительства сразу же после окончания гражданской войны.
В первую очередь началась работа по восстановлению портов и судостроительных предприятий, что позволило уже в 1922 г. приступить к ремонту кораблей и судов. В короткий срок судоремонтники и моряки отремонтировали и ввели в строй многие боевые корабли. К 1924 г. в составе Балтийского флота находились два линейных корабля, крейсер ('Аврора'), восемь эсминцев, девять подводных лодок и другие корабли.

Аврора (крейсер)
«Аврора» — крейсер 1-го ранга (однотипные: «Паллада», «Диана») Балтийского флота, известный своей ролью в Октябрьском вооружённом восстании в Петрограде. Заложен в 1897 году в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского.

Ирония Истории — возвестивший революцию крейсер, могильщик Российской Империи и Императорской фамилии, торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде Императора Всероссийского Николая Второго, в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии.

В июле 1903 года «Аврора» вступила в строй. 25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» в составе отряда крейсеров контр-адмирала А. А. Вирениуса была отправлена на Дальний Восток. Совершила плавание по маршруту: Кронштадт — Портленд — Алжир — Специя — Бизерта — Пирей — порт Суэц — Джибути. Однако в связи с началом войны с Японией весь отряд был отозван на Балтику.

В 1904 году «Аврора» в составе 2-ой эскадры флота Тихого океана под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского отправился из Балтийского моря в Тихий Океан на театр военных действий Русско-японской войны. 27 и 28 мая 1905 года принимал участие в Цусимском сражении.

В этом бою экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80 ранеными. Погиб капитан корабля Е.Р. Егорьев — он был убит осколком попавшего в боевую рубку снаряда. Крейсер получил несколько пробоин, близких к ватерлинии, но не выводивших его из строя. Серьёзно повреждены были дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров.В отличие от большинства остальных кораблей избежал уничтожения, вместе с двумя другими крейсерами сумел прорваться в нейтральный порт (Манилу), где был интернирован 25 мая (7 июня) 1905 года.

В 1906 году «Аврора» возвратилась на Балтику, став учебным судном морского корпуса. С осени 1909 по весну 1910 «Аврора» совершила дальнее плавание с гардемаринским отрядом в Средиземном море и Атлантическом океане. Посетила порты Виго, Алжир, Бизерту, Тулон, Вильфранш-сюр-Мер, Смирну, Неаполь, Мессину, Суду, Пирей, Порос, Гибралтар, Виго, Шербур, Киль.

С осени 1910 по весну 1911 года корабль находился во втором дальнем учебном плавании по маршруту Либава — Христианзунд — Виго — Бизерта — Пирей и Порос — Мессина — Малага — Виго — Шербур — Либава.

С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходила в третье дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Таиланда (16 ноября — 2 декабря 1911 года), посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.

Весной и летом 1912 года крейсер входил в состав международной эскадры «держав-покровительниц» Крита, стоял в качестве русского стационера в бухте Суда.

Принимал участие в Первой мировой войне. С началом войны в крейсер под командованием капитана 1 ранга Г. И. Бутакова вошёл в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота, проводил артиллерийские стрельбы и нёс дозорную службу. Зимой 1914/1915 годов прошёл модернизацию, количество 152-мм орудий было увеличено до 14. Кампанию 1915 года крейсер находился в дозорной службе к западу от центральной минно-артиллерийской позиции на Балтике, в охранении тральных работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных фарватеров в Финляндии. В конце 1916 г корабль был отправлен для серьёзного ремонта в Петроград, на франко-русский завод. За зиму 1916—1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля-Долголенко. Артиллерия главного калибра модернизирована с увеличением дальности стрельбы с 53 до 67 каб. Были установлены 6 76,2-мм зенитных пушек системы Ф. Ф. Лендера, смонтирована новая радиостанция.

Крейсер одним из первых присоединился к Февральской революции и поднял красный флаг.

Табличка носового орудия крейсера.

28 февраля (13 марта) 1917 в результате столкновения с матросами были убиты командир корабля капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович. На судне был создан революционный комитет. Большинство экипажа в 1917 г присоединилось к большевикам.

В ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города. 25 октября в 21:40 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца. 28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году крейсер был переведён в Кронштадт и законсервирован.

Награждённый орденом Октябрьской Революции крейсер Аврора на ордене Октябрьской революции, 1967

С 1922 г. «Аврора» снова становится учебным судном, совместно с учебным кораблём «Комсомолец» совершил ряд заграничных походов.

В годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы с крейсера и использовались для защиты Ленинграда от фашистов.

Сам крейсер был обстрелян 30 сентября 1941 года и затонул в порту Ораниенбаума.

После войны был поднят и отреставрирован.

Впоследствии крейсер «Аврора» стал учебным и почитался как один из символов революции. С 1948 года отреставрированный корабль стоит на вечной стоянке на Большой Невке (напротив Нахимовского училища) и пользуется вниманием туристов. С 1957 года — филиал Военно-морского музея.

В1967 году был награждён орденом Октябрьской Революции, на котором сам же и изображён. В 1984 году крейсер был вновь отправлен на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. При реставрации часть корабля ниже ватерлинии вследствие невозможности восстановления была заменена на новую сварную. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована в Финский залив на недостроенную военно-морскую базу Ручьи и затоплена вблизи побережья.

 

      Черноморский флот имел крейсер, два эсминца, две подводные лодки и двенадцать других судов. Восстанавливались Каспийская и Амурская флотилии. В результате восстановительных работ был введен в строй Черноморского флота крейсер 'Коминтерн' (бывш. 'Память Меркурия'), достроены крейсера 'Адмирал Лазарев' (новое название 'Червона Украина'), 'Адмирал Нахимов' ('Красный Кавказ') и 'Светлана' ('Профинтерн', затем 'Красный Крым'), заложенные еще в 1913 г. Все корабли пополнили Черноморский флот. 'Красный Кавказ' существенно отличался от двух других крейсеров, прежде всего артиллерией. На нем вместо пятнадцати 130-мм пушек были установлены четыре новых 180-мм дальнобойных орудия, созданные в советский период.

Три линейных корабля 'Марат' (бывш. 'Петропавловск'), 'Октябрьская революция' (бывш. 'Гангут') и 'Парижская коммуна' (бывш. 'Севастополь') прошли основательную модернизацию. Их энергетические установки полностью переведены на нефтяное отопление. Усилены зенитная артиллерия и броневая защита. Улучшена противоминная система. Установлены новые приборы управления стрельбой. Обновлены штурманская техника, средства связи и наблюдения.

После капитального ремонта и модернизации в 1916-1928 гг. в состав Балтийского флота вошло 10, в состав Черноморского - 3 эсминца типа 'Новик'.

Строительство новых надводных кораблей началось с торпедных катеров. Проект первого опытного катера 'Первенец' разработала конструкторская группа ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева. Катер был сдан флоту в опытную эксплуатацию в июле 1927 г. В ходе дальнейших испытаний была выявлена недостаточная мореходность катера, отмечена слабость торпедного вооружения (одна торпеда 450-мм калибра).

На серийных туполевских катерах типа Ш-4 было установлено два торпедных аппарата желобного типа, улучшены мореходные качества. 56 таких катеров в пяти сериях флот получил к 1932 г.

Основным типом торпедного катера в советском флоте стал Г-5 (ГАНТ-5) в дюралевом корпусе, водоизмещением около 18 т, вооруженный двумя торпедами 533-мм калибра и способный развивать скорость до 52 уз. К началу Великой Отечественной войны флот имел 269 торпедных катеров, преимущественно типа Г-5.

Сторожевой корабль типа 'Ураган' проекта 2 создан коллективом конструкторов во главе с В.А. Никитиным. Головной корабль вошел в строй в сентябре 1931 г. Его водоизмещение 600 т, скорость хода 25 уз. Вооружение состояло из двух 102-мм и двух 45-мм пушек, одного трехтрубного 450-мм торпедного аппарата. В качестве главных двигателей корабля применена вполне современная двухвальная котлотурбинная установка, размещенная эшелонированно.
Большим недостатком корабля было отсутствие гидроакустических средств поиска подводных лодок. До начала войны было построено и сдано флоту 18 сторожевых кораблей различных проектов.

В 1932-1935 гг. конструкторской группой В.А. Никитина спроектирован и новый эсминец типа 'Гневный' проекта 7, пришедший на смену 'новикам'. При проектировании этого корабля частично заимствован итальянский опыт, что стало возможным благодаря деловым контактам советских конструкторов с фирмой 'Ансальдо'. Эсминец 'Мистрале', спроектированный этой фирмой, стал ближайшим прототипом 'семерки'.
Головной эсминец 'Гневный' был заложен в Ленинграде 27 ноября 1935 г., а флоту сдан в конце октября 1938 г. Эсминцы этого типа пошли в серийное производство.
К сожалению, эсминец, как и сторожевой корабль, не имел активных гидролокационных средств обнаружения погруженных подводных лодок. Слабым было и зенитное вооружение.
В спешном порядке под руководством главного конструктора О.Ф. Якоба был разработан улучшенный проект корабля - 7У.
В новом проекте было принято эшелонированное размещение энергетической установки, в каждом из двух эшелонов находилось два котла и турбина. За счет четвертого котла (на 'семерке' было три) повышена паропроизводительность и увеличена мощность каждого турбозубчатого агрегата до 27 тыс. л.с.. Другим стал силуэт корабля: появилась вторая дымовая труба, а в состав артвооружения добавлена 45-мм пушка.
Спуск на воду главного корабля 'Сторожевой' проекта 70 состоялся в октябре 1938 г., а вступление в строй - в 1940 г.

 

Разработка лидера эскадренных миноносцев, кораблей типа 'Ленинград' проекта 1, началась раньше, чем эсминца 'Гневный'. Это объяснялось тем, что имевшиеся в составе флота эсминцы 'новики' нуждались в обеспечении их большим кораблем при входе в групповые торпедные атаки. Главным конструктором 'Ленинграда' был В.А. Никитин. Заложенный в Ленинграде 5 ноября 1932 г., этот корабль был сдан флоту 5 декабря 1936 г. При водоизмещении 2693 т лидер имел в составе вооружения пять 130-мм, два 76-мм и пять 45-мм орудий, два четырехтрубных торпедных аппарата. Лидер обладал рекордной для своего времени скоростью - 43 уз., которую обеспечивала работа трехвальной паротурбинной установки с тремя главными турбозубчатыми агрегатами общей суммарной мощностью около 67 000 л.с.

Лидеры проекта 38 несколько отличались от 'Ленинграда'. Всего было построено 6 кораблей обеих проектов: по два - в Ленинграде, Николаеве и Комсомольске-на-Амуре. Спроектированный и построенный в Италии по заказу СССР лидер 'Ташкент' оснащался отечественным вооружением. Его главная артиллерия состояла из шести 130-мм орудий.
Слабыми местами отечественных лидеров оказались общая и местная прочность корабля в условиях большого волнения моря, а также большая заливаемость, явившаяся следствием выбранных в угоду максимальной скорости обводов корпуса.

 

Главным конструктором тральщика типа 'Трал' проекта 3 был Г.М. Веркасо. При проектировании учитывался опыт эксплуатации дореволюционного тральщика типа 'Клюз'. Заложенный осенью 1933 г. в Севастополе головной корабль 'Трал' вошел в состав Черноморского флота летом 1936 г. Его водоизмещение составляло 476 т, полная скорость под дизелями не превышала 18 уз. Главным вооружением корабля были тралы Шульца, змейковый и параван-трал. В ходе строительства тральщиков в проект 3 вносились изменения, улучшающие тактико-технические характеристики корабля. Так появились новые проекты -53,58,53У.

 

Основу речных флотилий, прежде всего Днепровской и Амурской, составляли монитор. Для первой из них на судостроительном заводе Киеве в 1934 г. построен первый монитор 'Ударный' водоизмещением 252 т. Его артиллерия состояла из двух 130-мм и двух 45-мм орудий. 1936 г. в состав флотилии вошли шесть нов мониторов типа 'Железняков'. На них были установлены по два 102-мм орудия во вращающейся башне, а также по три 45-мм пушки.

Амурская флотилия пополнялась более мощными мониторами 'Хасан', 'Перекоп', 'Сиваш' проекта 1190, построенными на заводе 'Красное Сормово' (достраивались в Хабаровске). Они вступали в строй уже в годы Великой Отечественной войны и после нее. На флотах имелись и канонерские лодки.

Также для ведения военных действий на реках, озерах и в мелководных районах морей в 1935 году был создан речной артиллерийский бронекатер «Шмель» проекта 71204. На них устанавливались танковые орудийные башни, пулеметные башни бронеавтомобилей и ракетное оружие «Катюша». Бронекатера входили в состав речных и озерных боевых флотилий во время Великой Отечественной войны.

 

Начало подводному кораблестроению СССР положила закладка в 1927 г. шести больших торпедных подводных лодок типа 'Декабрист' 1 серии. Их проектировала конструкторская группа под руководством Б.М. Малинина. Они вступили в строй в 1930-1931 гг. Лодки были двухкорпусные, клепаной конструкции. Прочный корпус разделялся на семь водонепроницаемых отсеков. Шесть торпедных аппаратов было в носу, два - в корме.

Преемниками русского 'Краба' конструкции М.П. Налетова стали подводные минные лодки-заградители типа 'Ленинец' II серии, разработанные также группой Б.М. Малинина. При водоизмещении 1025/1321 т (надводная/подводная) полуторакорпусные шестиотсечные лодки могли принимать от 14 до 28 мин, которые размещались в двух трубах внутри прочного корпуса. Торпедное вооружение состояло из 12 торпед (шесть в носовых аппаратах и шесть в запасных). Артиллерийское вооружение было аналогично 'Декабристу'. Недостатком подводных лодок типа 'Ленинец' ('Л') - слишком длительное время погружения (до 3 мин) и всплытия.
После подводных минных лодок-заградителей II серии строились семиотсечные лодки этого предназначения XI и ХШ серий с улучшенными характеристиками и вооружением.

Наиболее многочисленными в подводных силах были средние подводные лодки типа 'Щука' ('Щ') и малые лодки типа 'Малютка' ('М'). До начала Великой Отечественной войны в состав ВМФ их было соответственно 77 и 78.

Головная 'Щука' ('Щ-301') Ш серии была передана флоту в октябре 1933 г. В ее проектировании, кроме главного конструктора Б.М. Малинина, принимали участие К.И. Руберовский и С.А. Базилевский. Подводная лодка была полуторакорпусной, клепаной конструкции, с булями. Прочный корпус имел шесть отсеков. Водоизмещение лодки 572/692 т. Надводная скорость не превышала 12,5 уз., подводная -6 уз. В носу имелись четыре, в корме - два торпедных аппарата. Общий запас торпед - 10. Артвооружение состояло из двух 45-мм пушек. Предельная глубина погружения 90 м. В дальнейшем, до 1938 г., строились подводные лодки типа 'Щ' V серии в трех вариантах и Х серии.

Проект малой подводной лодки типа 'М' VI серии был разработан по инициативе и под руководством конструктора А.Н. Асафова. Ее водоизмещение 157/197 т, полная надводная скорость 13 уз., под водой 7 уз. Лодка была однокорпусной, четырехотсечной, одновальной. На вооружении она имела два торпедных аппарата в носу, без запасных торпед. Артиллерия состояла из одной 45-мм пушки, размещенной впереди рубки.
Головная 'Малютка', заложенная в Николаеве в конце августа 1932 г., вступила в состав Тихоокеанского флота в апреле 1934 г. Вся VI серия состояла из 30 лодок. На специальных железнодорожных платформах малые лодки в готовом виде перевозились из Николаева к месту постоянного базирования.

Особое место в подводном кораблестроении занимает спроектированная А.Н. Асафовым в 1930-1931 гг. эскадренная подводная лодка типа 'Правда' IV серии. Предполагалось, что, имея сильную артиллерию, состоящую из двух 100-мм и одной 45-мм орудий, лодка может участвовать в эскадренных морских боях и во взаимодействии с надводными кораблями атаковать вражеские корабли. Водоизмещение двухкорпусной 'Правды' 931/1685 т, полная надводная скорость 20 уз., подводная - около 10 уз. Подводная лодка имела 6 торпедных аппаратов, четыре - в носу, два - в корме, дальность плавания в надводном положении 5535 миль. Впервые в кораблестроении на этой лодке были применены наружные шпангоуты прочного корпуса.
Однако корабль плохо управлялся в подводном положении. Большой запас плавучести (77% от нормального водоизмещения) значительно увеличивал время погружения. Имела место ненадежная работа ряда систем и устройств лодки. Командование Военно-Морским Флотом приняло решение ограничиться строительством только трех лодок IV серии: 'Правды', 'Звезды', 'Искры' (П-1, П-2, П-З). Все они вступили в строй в 1936 г.

К средним лодкам относились и подводные лодки типа 'С' IX и IХ-бис серий. Прототипом этих лодок была немецкая субмарина Е-1, с которой ознакомились советские конструкторы в период первого военно-технического сближения СССР и Германии в 30-е годы. Конструкторы советского варианта лодки - В.Н. Перегудов и В.Ф. Критский. Прочный корпус лодки был клепаным, легкий - сварным. При водоизмещении 840/1000 т семиотсечная лодка имела четыре торпедных аппарата в носу, два в корме. В составе артвооружения - 100-мм и 45-мм пушки.
Головная лодка С-1 и вторая С-2 IX серии приняты в состав флота в сентябре 1936 г. Госкомиссия отмечала высокие боевые, мореходные и маневренные качества лодки. Срочное погружение занимало всего 45-60 с. Полная надводная скорость около 20 уз., а экономическая - 9 уз. Лодка могла пройти в надводном положении 8800 м. Автономность 30 суток.
Серийные подводные лодки типа 'С' IХ-бис серии существенно модернизированы, оснащены новыми средствами связи и навигации, двумя перископами, шумопеленгаторной станцией. На лодках стали устанавливать новые восьмицилиндровые четырехтактные дизели марки Д-2 с наддувом.

В течение 1933-1937 гг. Военно-Морской Флот получил от промышленности 25 надводных кораблей, 137 подводных лодок и 137 торпедных катеров. Число самолетов морской авиации с 1934 по 1938 год возросло с 255 до 1433, орудий береговой обороны - с 364 до 896. К сожалению, в составе морской авиации преобладали гидросамолеты (в 1937 г. их было 40%). В то же время бурное развитие авиации и угроза нападения с воздуха требовали увеличения количества истребителей на флоте и усиления зенитного вооружения кораблей и береговой обороны.

Еще в 1938 г. было начато строительство подводных минных заградителей типа 'Л' ХIII-бис серии. Новый дизель '1Д' позволил повысить надводную скорость. Был увеличен также боекомплект торпед и мин, улучшена обитаемость. Начиная с 1940 г. новые 'ленинцы' стали оснащаться шумопеленгаторными станциями 'Марс' и приборами звукоподводной связи 'Сириус'.

В число средних лодок, принятых в состав флота в течение трех последних предвоенных лет, кроме 'щук', входило 15 подводных лодок типа 'С' 1Х-бис серии.

Малые подводные лодки ХII серии были спроектированы конструкторской группой П.И. Сердюка. Они представляли однокорпусные, цельносварные и одновальные подводные корабли. В отличие от VI серии, их прочный корпус разделялся на шесть отсеков. Водоизмещение-209/258 т, скорость в надводном положении -14 уз., под водой - 7,8 уз. Малая подлодка ХII серии имела два носовых торпедных аппарата с общим боекомплектом из 4 торпед. Артиллерия включала одну 45-мм пушку. До войны флот получил от промышленности 28 таких кораблей. В постройке находились 17, которые были достроены в годы войны.

Проект более совершенной малой подводной лодки XV серии разработан группой инженеров во главе с Ф.Ф. Полушкиным в 1939 г. Подводная лодка была снабжена двухвальной энергетической установкой, а торпедное вооружение увеличено до четырех аппаратов. До 1947 г. флот получил 10 лодок этой серии.
Под руководством главного конструктора, офицера флота, сотрудника НТК Морских Сил РККА М.А. Рудницкого в 1934-1936 гг. была спроектирована крейсерская эскадренная подводная лодка типа 'К' XIV серии. Двухкорпусная подводная лодка типа 'К' имела водоизмещение 1500/2100 т, два дизеля общей мощностью 8400 л.с., что позволяло в надводном положении развивать скорость до 22 уз. В подводном положении под электромоторами скорость достигала 10 уз. Рабочая глубина погружения -100м. Максимальная дальность плавания до 15000 миль. В составе артвооружения - две 100-мм и две 45-мм пушки. В носу семиотсечной лодки размещалось шесть, в корме и надстройке по две трубы торпедных аппаратов. Общий боекомплект составлял 24 торпеды. На лодку в минно-баластную цистерну принималось до 20 мин, которые сбрасывались через люки под киль. Легкий корпус, переборки прочного корпуса и цистерны были сварными. Отмечались Госкомиссией и слабые места лодки типа 'К'. К ним относились высокая шумность, ненадежная конструкция минного оборудования, несовершенная система погрузки торпед.

До начала войны в состав флота вошло шесть крейсерских подводных лодок типа 'К'. Столько же находилось в постройке. Они были достроены и сданы флоту в годы войны.

В предвоенные годы получили дальнейшее развитие противоминные корабли. Проект эскадренного быстроходного тральщика (проект 59) разработан к концу 1938 г. под руководством главного конструктора Л.М. Ногида. Кроме контактных тралов, на нем предусматривался и электромагнитный трал. Артвооружение включало две 100-мм и одну 45-мм пушки, три 37-мм автомата. Головной тральщик 'Владимир Полухин' и второй корабль 'Василий Громов', заложенные в 1939 г., проходили приемосдаточные испытания и передавались флоту в Ленинграде в 1942-1943 гг. Водоизмещение тральщика составляло 879 т. Паротурбинная установка позволяла развивать скорость без трала 22,4 уз., с тралом до 19 уз. Имелись бомбосбрасыватели и бомбометы с глубинными бомбами, гидроакустическая станция.

Тральные силы Балтийского флота, особенно нуждавшегося в противоминных кораблях, в годы войны получали большое пополнение за счет тральщиков -'стотонников' проекта 253Л, построенных на двух ленинградских заводах в условиях блокады. Первый корабль вступил в строй в январе 1944 г. Тральщики строились двумя сериями - МТ-1 и МТ-2. Их водоизмещение было порядка 100 т, полная скорость при работе трех дизелей достигала 12,5 уз. (без трала). Минно-тральный комплект включал акустический, электромагнитный и параван-тралы, 24 мины. В составе артиллерии имелись две 45-мм пушки.

 

Первый новый линейный корабль 'Советский Союз' проекта 23 был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе 15 июля 1938 г. Главный конструктор корабля - Б.Г. Чиликин. За головным кораблем в течение двух лет последовала закладка еще трех линкоров: 'Советская Украина' в Николаеве, 'Советская Россия' и 'Советская Белоруссия' в Молотовске (с 1957 г. - Северодвинск). Считалось, что отечественные линкоры будут самыми большими в мире военными кораблями. Их стандартное водоизмещение равнялось 59150 т, длина составляла 260 м, ширина - 38 м, осадка - 9,27 м. При номинальной мощности главных машин 201 тыс. л.с. линкор мог развивать скорость до 28 уз. Артиллерия главного калибра включала девять 406-мм орудий в трех башнях. Толщина главного броневого пояса достигала 402 мм. Строительство заложенных линкоров шло медленно. Плановые сроки продвижения технической готовности срывались в основном из-за задержек с поставками материалов, оборудования. К концу 1940 г. готовность 'Советского Союза' составила 19,44%, 'Советской Украины' - всего 7%. Впоследствии из-за войны строительство было прекращено, а после её окончания недостроенные корабли были разобраны.

В ноябре 1939 г. были заложены тяжелые крейсера 'Кронштадт' (Ленинград) и 'Севастополь' (Николаев) проекта 69. Предполагалось сдать корабли флоту в 1943 г., а всего планировалось построить 15 крейсеров данного типа. Разработка  данного проекта началась ещё в середине 1930-х гг. Согласно требованиям командования Морских Сил РККА корабль предназначался для борьбы с крейсерами противника, поддержки лёгких сил и действий на коммуникациях. Эскизный проект был закончен в июне 1938 г. Предусматривалось водоизмещение 24450 тонн, скорость 33,3 узла, бронирование: 140 мм - пояс, 210 - башни главного калибра, 80 мм - палуба. Вооружение включало в себя 9 - 254 мм орудий, 8 - 130 мм, 8 - 100 мм, 24 - 37 мм, а также 2 трёхтрубных торпедных аппарата (533 мм). После получение данных об основных тактико-технических элементах германских линейных крейсеров типа «Шарнхорст» было принято решение переработать проект. В окончательном варианте были приняты следующие характеристики:водоизмещение - 35250/41540 тонн,мощность силовой установки – 201000 л.с.,скорость – 33 узла,дальность плавания – 8300 миль,бронирование: пояс - 230 мм, башни главного калибра – 330 мм, палуба – 90 + 30 мм,вооружение: 9- 305 мм, 8- 152 мм, 8 – 100 мм, 28 – 37 мм орудий. В качестве главного калибра планировались 305-мм пушки Б-50, разрабатывавшиеся заводом "Большевик". Длина ствола должна была составить 55 калибров, масса снаряда 470 кг, начальная скорость снаряда - 900 м/с, максимальная дальность стрельбы - 47,58 км. Орудия предполагалось разместить в трёхорудийных башнях МК-15. Однако строительство шло с большими затруднениями ввиду неготовности многих планируемых к установке на крейсера систем, прежде всего артиллерии главного калибра. Строительство «Кронштадта» прекратили 10 августа 1941 г. при готовности 7%. «Севастополь» был захвачен немецкими войсками 15 июля 1941 г. при готовности 12%. В послевоенный период достройку крейсеров признали нецелесообразной.

В сентябре 1938 г. вступил в строй головной легкий крейсер 'Киров' проекта 26, заложенный в Ленинграде в октябре 1935 г. Главный конструктор корабля - А.И. Маслов. Через два года Балтийский флот пополнился еще одним легким крейсером - 'Максимом Горьким' проекта 26-бис, а в составе Черноморского флота перед самым началом Великой Отечественной войны появились крейсера 'Ворошилов' и 'Молотов'. Все эти четыре крейсера приняли активное участие в войне, получали боевые повреждения, но остались в строю. В Комсомольске-на-Амуре строились легкие крейсера 'Калинин' и 'Лазарь Каганович' проекта 26-бис. Они вступили в состав Тихоокеанского флота уже в годы войны.

Следующим этапом советского крейсеростроения стали проектирование и закладка легких крейсеров проекта 68. Семь крейсеров этого проекта были заложены в Ленинграде и Николаеве в 1939-1940 гг. До начала войны 5 из них успели спустить на воду.
Головной крейсер 'Чапаев' к началу войны имел готовность 35%. В строй он войдет в 1950 г. по откорректированному, с учетом опыта войны, проекту 68К (главный конструктор Н.А. Киселев). Большая серия крейсеров строилась по проекту 68-бис (главный конструктор А.С. Савичев). Головной корабль крейсер 'Свердлов' принят в состав Балтийского флота в 1952 г.

В 1938-1941 гг., а также в годы войны флот продолжал пополняться эскадренными миноносцами проектов 7 и 7У.

Новый эсминец проекта 30 был спроектирован группой конструкторов во главе с А.М. Юновидовым. Головной корабль этой серии 'Огневой' был заложен в Николаеве в августе 1939 г. Планировалось вывести его на приемо-сдаточные испытания уже в декабре 1941 г. Начавшаяся война задержала строительство 'Огневого'. Он достраивался и сдавался флоту в Поти в 1944-1945 гг. До войны было изготовлено 10 корпусов эсминцев проекта 30.

Группой конструкторов во главе с Я.А. Копержинским в 1937-1939 гг. был разработан проект сторожевого корабля 'Ястреб' (проекта 29). До начала войны успели спустить на воду шесть кораблей этой серии. В годы войны (1944 г.) головной корабль 'Ястреб' был сдан флоту по откорректированному проекту 29. Водоизмещение сторожевика - 998 т, скорость -33,5 уз. В состав артвооружения входили три 100-мм пушки и четыре 37-мм зенитных автомата. Имелся трехтрубный 450-мм торпедный аппарат. На борт принималось до 24 мин. На корме устанавливались два бомбосбрасывателя с комплектом глубинных бомб. Пять остальных кораблей, спущенных на воду, достроены по проекту 29К после войны.

В 1938 г. по заказу НКВД был разработан корабль морской пограничной охраны проекта 122. Военно-Морской Флот использовал этот проект в несколько измененном виде в качестве большого охотника за подводными лодками. По проекту 122А (главный конструктор Н.Г. Лощинский) была заложена серия больших охотников. Первые два - 'Артиллерист' и 'Минер' -вошли в состав Каспийской флотилии в ноябре 1941 г. Через три года их вместе с другими кораблями этого проекта перебазировали на Черноморский флот. Накануне и в ходе войны в большом количестве строились малые охотники за подводными лодками типа МО-2 и МО-4 (главный конструктор Л.Л. Ермаш), водоизмещением 56 т, с полной скоростью 25,5 уз. Корпус этих кораблей был деревянным. Вооружение включало две 45-мм пушки, имелись два бомбосбрасывателя с глубинными бомбами. На борт катера принимались 4 мины. Охотник оснащался переносной шумопеленгаторной станцией.

С 1943 г. на флот стали поступать малые охотники за подводными лодками типа ОД-200, водоизмещением 47 т, со скоростью 28 уз. Их вооружение состояло из 37-мм и 25-мм автоматов. Всего было построено 334 малых охотника типа МО-2, МО-4 и ОД-200. Малые охотники стали самыми универсальными кораблями Великой Отечественной войны. Они высаживали десанты, несли дозорную службу, конвоировали транспорты, эскортировали подводные лодки, подавляли огненные точки на берегу.

Бронированные малые охотники за подводными лодками проекта 194 (главный конструктор А.Н. Тюшкевич) строились в осажденном Ленинграде и поступали на Балтийский флот с июня 1943 г. Их водоизмещение составляло 61 т, скорость доходила до 23 уз., на вооружении имелись 45-мм пушка и 37-мм автомат, два бомбосбрасывателя с глубинными бомбами, гидроакустическая станция. Всего было построено 66 бронированных охотников. Они предназначались для действий в шхерных районах, осуществляли огневую поддержку сухопутных войск, участвовали в десантных операциях.

    Кроме того, после выхода из войны 8 сентября 1943 года Италия должна была выплатить репарации тем государствам, на территории которых её войска вели военные действия. Советское правительство хотело в счет этих репараций получить боевые корабли основных классов, чтобы частично компенсировать потери. Но получить в то время итальянские корабли не представлялось возможным, и союзники временно передали СССР некоторое количество собственных устаревших кораблей. Одним из таких «временных» кораблей стал линейный корабль «Ройял Соверен».

Архангельск (линкор)

Линейный корабль «Архангельск» (1944)

«Архангельск» — Супердредноут типа Royal Sovereign, головной в серии из пяти кораблей (HMS Royal Sovereign, HMS Revenge, HMS Resolution, HMS Royal Oak, HMS Ramillies). Строился фирмой «Парсонс». Был спущен на воду в Портсмуте, Великобритания, 29 мая 1915 года. Включён в списки флота в мае 1916 года.

К моменту передачи корабля СССР он имел следующее артиллерийское вооружение:

главный калибр — 8 381/42 орудий «Виккерс» в четырех двухорудийных башенных установках;

противоминный калибр — 8 152/42 орудий «Виккерс» в одноорудийных казематных установках;

зенитный калибр дальнего боя — 8 102/45 орудий «Виккерс» в четырех двухорудийных башенных установках;

зенитный калибр ближнего боя — 24 40/45 орудий «Виккерс» в двух восьмиствольных и двух четырехствольных автоматических установках, 46 20/70 орудий «Эрликон» в спаренных и 14 в одноствольных установках.

Тактико-технические характеристики корабля на момент передачи:

  • Водоизмещение порожнего — 28 950 т;

  • Водоизмещение стандартное — 29 150 т (при осадке носом 8,92 м, кормой 8,79 м);

  • Водоизмещение полное — 33 500 т (осадка носом 10,83 м, кормой 9,96 м).

  • Наибольшая длина 189,38 м

  • Длина по ватерлинии 187,3 м

  • Наибольшая ширина (по булям) — 32,18 м

  • Высота борта (наибольшая) — 16,54 м

По английскому штату личный состав корабля должен был насчитывать 1234 человека: 59 офицеров, 54 специалиста 1-го класса (в советском флоте — мичманы и главстаршины), 151 — 2-го и 970 — 3-го классов.

Принимающим с советской стороны и командиром сводного отряда кораблей назначили замнаркома ВМФ вице-адмирала Г. И. Левченко, начальником штаба отряда — контр-адмирала В. А. Фокина, начальником политотдела — капитана 1-го ранга Н. П. Зарембо, командиром линкора — контр-адмирала В. И. Иванова (бывшего командира линкора «Марат»). Подготовку к приему корабля осуществляли члены советской военно-морской миссии инженер-капитаны 1-го ранга А. Е. Брыкин и П. П. Шишаев.

3 марта 1944 года нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов подписал приказ № 0062 о формировании отряда кораблей, принимаемых от союзников, и экипажей для них, а 9 марта линейный корабль Royal Sovereign и другие получаемые корабли были зачислены в списки кораблей ВМФ СССР.

Команды для кораблей были сформированы в Архангельске и 28 апреля 1944 года с очередным конвоем отправлены в Англию на пароходе «Новая Голландия». 7 мая моряки прибыли на ВМБ Гринок близ Глазго, откуда по железной дороге добрались до ВМБ Розайт, где стоял линкор. Начались работы по ремонту корабля и подготовке команды. Линкор оказался в относительно приличном состоянии, хотя были обнаружены дефекты в гидравлике. Также выявились большой расстрел стволов главного калибра и отсутствие фугасных снарядов. Командование отряда поставило вопрос о смене лейнеров и об обеспечении корабля фугасными снарядами.

30 мая состоялась церемония передачи корабля. В 11 часов 15 минут на его мачте взвился советский военно-морской флаг. С этого момента корабль стал называться «Архангельск».

В течение лета линкор выходил в море для учебных стрельб и совместной практики с другими кораблями.

17 августа «Архангельск» с конвоем JW-59 вышел из Скапа-Флоу в Ваенгу (ныне Североморск). Сначала линкор с восемью эсминцами держался вместе с конвоем, подвергшимся нескольким атакам подводных лодок, а затем, увеличив ход, оторвался от конвоя и следовал к северу от него, также отражая атаки подводных лодок. 24 августа, пройдя 1880 миль, линкор благополучно прибыл в Ваенгу, где стал флагманом созданной из переданных кораблей эскадры.

До конца войны линкор не покидал Кольского залива — даже для огневого обеспечения наступления советских войск в середине октября 1944 г. и срыва эвакуации немецких войск из Финнмарка, хотя одно его появление в Варангер-фьорде сорвало бы все планы немцев. Видимо, адмирал Головко боялся ответственности в случае потери корабля. Единственный раз главный калибр «Архангельска» выстрелил холостым залпом в День Победы.

Сентябрь и декабрь 1944 года «Архангельск» провел, в основном, стоя на якоре, а в ноябре имел 10—12 ходовых суток (непродолжительные выходы из базы в пределах Кольского залива для боевой подготовки: учебных стрельб зенитными калибрами, радиодальномерных учений и тому подобного). Наибольшее ходовое время за год — 40 суток — корабль имел в 1945 году, за это время он прошел 2750 миль, а в дальнейшем эксплуатировался вдвое менее интенсивно, периодически выходя для отработки учебно-боевых задач в Баренцево и Белое моря. Всего в 1946 году за 19 ходовых суток линкор прошел 1491 милю, а в 1947 году — 1826 миль (21 ходовые сутки). Заводских ремонтов и докований корабль за время пребывания в советском флоте не проходил.

15 января 1949 года «Архангельск» покинул Ваенгу и 4 февраля прибыл на ВМБ Розайт, где и был разобран.

В 1950 году некоторые части 15-дюймовых башен линкора были использованы в конструкции 76-метрового радиотелескопа «Ловелл».

Информация была взята со следующих сайтов:

www.wikipedia.org

www.awards-su.com

www.glory.rin.ru

www.soldat1941.narod.ru

www.sssr-history.ru

www.topgun.rin.ru

www.ussr.km.ru

www.velikvoy.narod.ru

 
Hosted by uCoz