ГЛАВНАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время гражданской войны Белая армия использовала танки, которые она получала от стран Антанты в небольших количествах. Один из захваченных красноармейцами танков Рено FT-17 весной 1919 года был послан в Москву, разобран и исследован. Таким образом, проблема создания отечественного танка была решена созданием танков типа М на основе конструкции французского Рено FT-17. Первый из танков типа М получил имя «Борец за Свободу тов. Ленин». В течение 1920-1921 годов было изготовлено 15 танков. Весной 1921 года в связи с окончанием гражданской войны и интервенции проект был свёрнут. В боевых действиях эти танки не участвовали, их использовали в сельхозработах (как тракторы) и на военных парадах.
Танки способны выполнять широчайший круг военных задач, однако основными областями их применения являются непосредственная поддержка пехоты, противотанковые операции и развитие прорывов. Именно последнее применение танков наиболее эффективно — танковые соединения вводятся в область, где прорвана оборона противника и благодаря своей высокой мобильности, огневой мощи и значительной автономности могут продвигаться вглубь обороны, перерезая пути снабжения, разрушая объекты военной инфраструктуры, уничтожая штабы и узлы связи, блокируя узловые элементы (такие, как развилки дорог). В благоприятных условиях танковые соединения могут совершить окружение противника. Однако, несмотря на высокую универсальность танка и его великолепные боевые возможности, танк не может выполнить любую задачу. Например, при сражениях в населённых пунктах танк может действовать исключительно при плотной поддержке мотострелковых войск (пехоты).


Легкий танк Т-18 М
Танк является результатом проведенной модернизации первого танка советской конструкции МС-1 (Малый Сопровождения). Танк был принят на вооружение Красной Армии в 1927 году и производился серийно в течение почти четырех лет.
Всего было выпущено 950 машин. Корпус и башня собирались методом клепки из катаных броневых листов. Механическая трансмиссия размещалась в одном блоке с двигателем и состояла из многодискового главного фрикциона, трехступенчатой коробки передач, конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма поворота) и одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал поворот танка с минимальным радиусом, равным по ширине его колеи (1,46 м). Пушка калибром 37 мм системы "Готчис" и 7,62-мм пулемет размещался в башне кругового вращения.
Для повышения проходимости танка через рвы и траншеи танк был снабжен так называемым "хвостом". В ходе модернизации на танке был установлен более мощный двигатель, демонтирован хвост, танк был вооружен 45-мм пушкой образца 1932 года с большим боезапасом.
В первые месяцы Великой Отечественной войны танки Т-18 М использовались в качестве неподвижных огневых точек в системе советских приграничных закрепрайонов.


Легкий танк Т-26
На основе 6-тонного танка английской фирмы "Виккерс-Армстронг" в Советском Союзе был создан и в феврале 1931 года принят на вооружение легкий танк Т-26, основным предназначением которого было сопровождение пехоты на поле боя, поэтому его иногда называют также пехотным танком. 28 мая 1929 года комиссией закупок вооружений был подписан контракт с фирмой Виккерс на поставку в СССР 15 машин (вариант с двумя башнями). После доставки партии машины прошли испытания, которые призваны были сравнить экспортный В-26 (и его модернизированные вариации ТММ-1) с танками Т-18 и Т-20. Лучшие результаты показала "двадцатка" но ее выпуск осложнялся сложностью конструкции двигателя. В итоге 13 февраля 1931 года РВС СССР постановил принять на вооружение экспортный танк, получивший обозначение Т-26. Основной производитель (Сталинградский тракторный завод) должен был изготавливать несколько тысяч таких танков в год). Затем производство перенесли в Ленинград, а позднее на Завод №174 им. К.Е.Ворошилова.
Танки первых серий практически не отличались от оригинала. Как и его английский аналог, танк имел клепаный корпус коробчатого сечения и две башни с пулеметным вооружением. В соответствии с предназначением, танк имел довольно сильное бронирование и невысокую скорость движения. Кроме модификации с чисто пулеметным вооружением, выпускался также танк, в первой башне которого была установлена 37-мм пушка "Гочкис" или Б-3 с плечевым упором. Часть танков выпускалась в модификации Т-26РТ с радиостанцией 71-ТК-1.
Двухбашенные танки выпускались до августа 1933 года и были заменены в производстве однобашенными с пушечным вооружением. Всего было изготовлено более 1600 двухбашенных Т-26.


Танкетка Т-27
Танкетка была разработана на основе английской танкетки "Карден-Лойд" Мк VI и принята на вооружение Красной Армии в феврале 1931 года.
Танкетка имела коробчатый корпус, собранный методом клепки из катаных броневых листов. Благодаря размещению двигателя в средней части корпуса, между местами механика-водителя и пулеметчика, удалось резко сократить длину корпуса. В танкетке широко использовались узлы и механизмы серийно выпускавшихся автомобилей, что позволило значительно уменьшить стоимость производства.
Танкетка находилась в производстве около двух лет. За это время было выпущено более 3300 этих простых и надежных машин. Они использовались в разведывательных подразделениях общевойсковых и танковых соединений, стояли на вооружении воздушно-десантных бригад, где с ними проводились широкомасштабные эксперименты по десантированию парашютным и посадочным способом.
На базе танкетки был создан первый советский огнеметный танк. Огнесмесь выбрасывалось с помощью сжатого воздуха на дальность до 25 метров. В середине тридцатых на базе танкетки была создана легкая самоходная артиллерийская установка, вооруженная 76-мм динамо-реактивной пушкой.


Т-35
T-35 — советский тяжёлый танк 1930-х годов. Единственный в мире пятибашенный танк, выпускавшийся серийно (в 1933—1939 гг. была выпущена 61 серийная машина). Самый мощный танк Красной армии 1930-1940-х годов. До 1941 года в боях не участвовал, но часто использовался в военных парадах, являясь зримым воплощением военной мощи СССР. Т-35 принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной Войны, однако очень быстро были потеряны, причём в основном из-за неисправностей.
Работы по созданию тяжелого танка начались в СССР еще в конце 1920-х годов, однако отсутствие у советских конструкторов необходимого опыта в области танкостроения не позволяло создать полноценную боевую машину. Выходом из ситуации стало приглашение немецких инженеров конструкторов во главе с Эдвардом Гротте, которые в 1930 году приехали в СССР и совместно с молодыми советскими инженерами занялись проектированием тяжелого танка. И хотя созданный под руководством Гротте танк ТГ не пошел в серию, советские конструкторы получили поистине бесценный опыт, который позволил приступить к проектированию собственных тяжелых боевых машин.
После прекращения работ над ТГ конструкторское бюро, в состав которого входили возглавляемые Н.В.Барыковым советские инженеры, работавшие с Гротте, занялось разработкой собственного тяжелого танка. Сборка первого прототипа, получившего обозначение Т-35-1, была окончена 20 августа 1932 года и уже 1 сентября танк был показан представителям УММ РККА. Масса танка составляла 42 т, броня — 30—40 мм, вооружение включало одну 76-мм и две 37-мм пушки (на Т-35-1 вместо 76-мм пушки стоял макет), а также три пулемета; экипаж — 10—11 человек. Длина 9,72 м. Ширина 3,20 м. Высота 3,43 м. Запас хода по шоссе 150 км. Двигатель М-17 мощностью 500 л.с. позволял танку развивать максимальную скорость 28 км/ч. Удельное давление на грунт не превышало 0,7 кг/см2. Опорные катки были сгруппированы попарно в три тележки на борт. Верх главной башни — округлой формы.
На испытаниях осенью 1932 года Т-35-1 показал неплохие результаты и в принципе удовлетворял военных, но был отмечен ряд недостатков в силовой установке машины. Кроме того, конструкция трансмиссии и пневматических приводов управления была слишком сложной и дорогой для массового производства танка. Конструкторам было предложено доработать проект по указанным направлениям, усилить вооружение и провести унификацию ряда деталей (в частности, главных башен) со средним танком Т-28.
Второй образец, обозначенный как Т-35-2, собрали в апреле 1933 года, а 1 мая он уже участвовал в параде на площади Урицкого (бывшей Дворцовой) в Ленинграде. От Т-35-1 танк отличался, помимо главной башни, установкой другого двигателя, измененной формой фальшборта и рядом других мелких отличий.
Параллельно в том же КБ велась разработка чертежей танка Т-35А для серийного производства. Т-35А значительно отличался и от Т-35-2, и от Т-35-1. Он имел удлиненную на одну тележку ходовую часть, малые пулеметные башни другой конструкции, средние башни увеличенной формы с 45-мм пушками 20К, измененную форму корпуса и т.д. Все это вызвало ряд трудностей при изготовлении, так как Т-35А являлся, по существу, совершенно новой машиной.
Серийное изготовление Т-35 поручили Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна. Работа по улучшению танка начата в 1932 году под руководством Н. В. Цейца, 11 августа 1933 года Т-35 принят на вооружение и с 1934 начал поступать в армию.
Всего за период 1933—1939 гг. выпущена 61 серийная машина и 2 прототипа.

Т-35А поздних версий с коническими башнями

В процессе производства в конструкцию танка неоднократно вносились изменения. В 1937 году увеличили толщину верхнего и нижнего лобовых и бортовых листов, брони кормы и башен с 20 до 23 мм; мощность двигателя повысили до 580 л.с., масса танка возросла до 52 т, а затем до 55 т. Число членов экипажа колебалось от 11 до 9 человек. Последняя партия из шести машин, выпущенных в 1938—1939 годах, имела башни конической формы, измененную конструкцию бортовых экранов, улучшенные уплотнения корпуса. Были также усилены элементы подвески.
Но, несмотря на всё это, танк был слишком громоздким, неповоротливым, мощности его двигателя не хватало. Из-за огромных размеров и низкой подвижности представлял собой довольно лёгкую мишень, особенно учитывая слабое бронирование, защищавшее только от пуль. Наличие большого количества башен привело к снижению эффективности управления огнём.
Было ясно, что требуется новая концепция тяжёлого танка. В рамках этой новой концепции были созданы экспериментальные танки СМК, Т-100 и КВ. Последний стал родоначальником первой в СССР удачной серии тяжёлых танков.

Т-35, брошенный экипажем из-за неисправности. Западная Украина, июль 1941 г.

Таким образом, к 1941 году Т-35 полностью морально устарели, однако с вооружения сняты не были. На 22 июня 1941 года в РККА числилось 48 танков Т-35, состоявших на вооружении 67-го и 68-го танковых полков 34-й танковой дивизии Киевского ОВО. Остальные находились в распоряжении военных учебных заведений и испытательных полигонов. Все Т-35, имевшиеся в распоряжении 34-й танковой дивизии, к началу войны находились в районе Равы-Русской и были потеряны в первые дни боёв. При этом лишь 7 машин были потеряны непосредственно в бою, 6 на момент начала войны были в ремонте, а другие 35 выбыли из строя в результате неисправностей, сломались на марше и были брошены или уничтожены экипажами. Последнее применение танков Т-35              (2 машины) отмечено во время битвы под Москвой.
Упрощенное изображение Т-35 было использовано в оформлении медали "За отвагу".


Малый плавающий танк Т-37А
Опыт эксплуатации в войсках танкеток Т-27 показал, что для эффективного использования оружия оно должно размещаться в башне кругового вращения. Кроме того, для выполнения задач по разведке желательно, чтобы боевая машина была плавающей. В 1933 году такая машина была принята на вооружение Красной Армии под названием "малый плавающий танк Т-37А". Танк имел клепаный (или сварной) герметический корпус из катаных броневых листов. Трансмиссия располагалась в передней части корпуса; боевое отделение и отделение управления были выполнены совмещенными, механик-водитель располагался слева, командир - справа по ходу движения. Автомобильный двигатель "Форд-АА" располагался сзади, вдоль оси танка.
Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам слева и справа крепились поплавки, заполненные пробкой. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом, маневрирование - рулем. При этом лопасти гребного винта могли поворачиваться, обеспечивая, таким образом, реверс хода на плаву.
За время серийного производства было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37 ТУ с радиостанциями, а также 75 так называемых "химических" танков с огнеметной установкой.


Малый плавающий танк Т-38
В 1938 году была проведена модернизация танка Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. При сохранении прежней компоновки новый танк, получивший обозначение Т-38, стал ниже и шире, что повысило его остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Вместо автомобильного дифференциала на танке Т-38 использованы в качестве механизма поворота бортовые фрикционы. При производстве танка широко использовалась сварка.
Машина была принята на вооружение Красной Армии в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Всего промышленностью было выпущено 1382 танка Т-38. Они состояли на вооружении танковых и разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад.


Средний танк Т-34/76
Т-34 был самым лучшим танком Второй мировой войны. До конца войны против этого танка (а потом против Т-34/85) противник не смог противопоставить ничего. В одном из донесений вермахта говорилось, что расчет 37-мм пушки добился 23 попаданий в один и тот же Т-34 и лишь последнее попадание в основание башни принесло успех!
Танк был создан на базе опытного среднего танка А-32 и принят на вооружение в декабре 1939 года. Уже при испытаниях новая машина показала высокие результаты. Конструкция этого танка знаменует собой большой скачок в мировом танкостроении. В нем успешно сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Сильное бронирование обеспечивалось применением катаных броневых листов и рациональным их расположением, что значительно повышало стойкость брони. Соединение листов производилось ручной сваркой, которая позже была заменена на автоматическую.
Танк вооружался 76,2-мм пушкой Л-11, которую вскоре заменила более мощная пушка Ф-32, а позднее Ф-34. Таким образом по вооружению он соответствовал танку КВ-1.
Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами.
В ходе производства, когда война требовала массового производства танков, решался вопрос об упрощении производства. Сложные для промышленности первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более литой шестигранной башней. Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой способствовало повышению средней скорости. Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность танка в целом при одновременном снижении. трудоемкости изготовления.
Всего в годы войны было выпущено более 52 тысяч танков Т-34.


Ракетное оружие — оружие, в котором средства поражения доставляются к цели с помощью ракет — беспилотных снарядов, оснащённых реактивным двигателем и системами наведения на цель; совокупность различных ракетных комплексов, предназначенных для поражения наземных, воздушных или морских целей.
Ракетное оружие обладает чрезвычайно большим диапазоном функционального использования и, как следствие, широкими конструктивными особенностями (от носимого ракетного вооружения до сложных ракетных комплексов и систем всех видов и назначений). Основные характеристики - дальность пуска минимальная и максимальная, точность, размер и тип боевой части (фугасные, осколочные, зажигательные, объёмно-детонирующие, химические, бактериологические и ядерные), тип системы управления, тип двигателя, скорость полета, масса, габаритные размеры, класс.


Катюша
БМ-13 «Катюша» на платформе ЗиС-6, Музей Великой Отечественной Войны, Киев, Украина

«Катюша» — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй Мировой войны.
В 1938-41 в РНИИ И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.
Реактивный снаряд М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд) и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии накануне Великой Отечественной войны.
В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 со снарядом М-13, а уже 21 июня, за несколько часов до войны, подписано постановление об их серийном производстве.



26 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, и тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления. На следующий день установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведенных испытаний были объединены вместе с пятью изготовленными ранее в РНИИ установками в батарею для отправки на фронт.
БМ-31-12 на шасси ЗИС-12 в Музее на Сапун-горе, Севастополь

Экспериментальная артиллерийская батарея из семи машин под командованием капитана И. Флерова была впервые использована против немецкой армии на железнодорожном узле города Орша 14 июля 1941 года. Первые восемь полков по 36 машин были сформированы 8 августа 1941.
Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.
В ходе войны были созданы различные варианты реактивного снаряда и пусковых установок: БМ13-СН (со спиральными направляющими, что значительно увеличивало точность стрельбы), БМ8-48, БМ31-12 и др.
После начала «ленд-лизовских» поставок, основным шасси для БМ-13 (БМ-13Н) стал американский грузовик «Студебеккер» (Studebacker-US6). Улучшенная модификация БМ-13Н была создана в 1943 году и до конца Второй мировой войны было изготовлено около 1800 таких орудий.
В 1942 году появились снаряды М-31 калибра 310 мм, которые изначально запускались с наземных установок. В апреле 1944 года под них создали самоходную установку с 12 направляющими, монтировавшуюся на шасси грузовой автомашины. Она получила название «БМ-31-12».
Советская промышленность в июле 1941 — декабре 1944 изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша» и свыше 12 млн. штук реактивных снарядов к ним (всех калибров).

Снаряд

Оружие относительно простое, состоящее из направляющих рельсов и устройства их наведения. Одна машина вмещала от 14 до 48 направляющих. Снаряд РС-132 для установки БМ-13 был длиной 1,8 м, 132 мм в диаметре и весил 42,5 кг. Твердая нитроцеллюлоза находилась внутри цилиндра с оперением. Вес боеголовки — 22 кг. Дальнобойность — 8,5 км. Снаряд М-31 для установки БМ-31 был 310 мм в диаметре, он весил 92,4 кг и содержал 28,9 кг взрывчатки. Дальнобойность — 4,3 км.

Боевое применение

 

Солдаты, заряжающие «Катюшу»

Хотя данное оружие было неточным, но при массированном применении оно поражало своей эффективностью. Во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно — за несколько секунд территорию в районе цели буквально перепахивали тяжелые реактивные снаряды. При этом оглушительный вой, которым сопровождался полёт ракеты, буквально сводил с ума. Те, кто не погибал во время обстрела, часто уже не могли оказывать сопротивление, так как были контужены, оглушены, совершенно психологически подавлены. Мобильность установки позволяла быстро сменять позицию и избежать ответного удара противника. На каждой машине находился ящик со взрывчаткой и бикфордов шнур. В случае появления риска захвата техники врагом экипаж был обязан взорвать её и тем самым уничтожить реактивные системы.


Тяжелый танк КВ-1
После явно неудачной войны с Финляндией встала необходимость модернизации вооруженных сил СССР. Опыт использования бронетанковых сил показал, что броня большинства советских танков (за исключением нескольких новых моделей) слишком слаба для противостояния с артиллерией противника. Броня 30 - 40 мм уже не может обеспечить защиту от огня противотанковых пушек и что управление многобашенными танками в бою затруднительно. Результатом стал новых танк КВ-1, который имел противоснарядную броню и одну башню. Новая машина была выполнена по классической компоновке - в передней части танка располагалось отделение управления, в средней - боевое отделение, в задней - силовая установка. Танк выпускался с башнями двух типов - сварная с толщиной 75 мм и литая с толщиной стенок 95 мм. В ходе производства танк получил еще 25 мм экраны, а толщина стенок литой башни доведена до 105 мм. В результате этого КВ, получив множество вмятин, выходил победителем из боя.
Первоначально на танке устанавливалась 76,2-мм пушка Л-11, затем - Ф-32 того же калибра, а с 1941 года танк выпускался с 76,2-мм пушкой ЗИС-5.
Танк КВ-1 выпускался серийно с 1940 по 1942 год. Всего было выпущено 4800 танков КВ различных модификаций. На базе танка были созданы танки КВ-2, КВ-3, КВ-8, КВ-9 и т.д.


Тяжелый танк КВ-1С
Танк был создан в результате модернизации танка КВ-1, направленной на снижение его веса и повышении скорости движения. В ходе модернизации облегчен и несколько уменьшен по высоте корпус танка, снижен вес агрегатов силовой передачи и ходовой части (применены гусеницы меньшей ширины), уменьшена литая башня. Из-за острой нехватки алюминия на танке вместо алюминиевого радиатора установили сварной железный.
Боекомплект для танковой 76,2-мм пушки ЗИС-5 был увеличен до 114 снарядов. По запросу США два танка были отправлены в Штаты для испытаний, где американские специалисты убедились в надежности новой машины.
Танк КВ-1С выпускался до сентября 1943 года, когда он был заменен в производстве танком КВ-85. Всего было выпущено 1230 танков КВ-1С.


Легкий танк Т-60
Танк был создан в 1941 году в результате модернизации легкого танка Т-40 под руководством Н.А. Астрова. Опыт использования Т-40 показал его слишком малую броню и слабую огневую мощь, поэтому новая машина имела более мощную броневую защиту (почти в два раза) и более мощное вооружение - вместо крупнокалиберного пулемета была установлена 20-мм пушка ШВАК-20 (ТНШ).
С улучшением боевых характеристик пришлось отказаться от плавучести. В связи с упрощением конструкции производство танка можно было широко развернуть на автомобильных заводах с применением автомобильных узлов и механизмов.
Легкий танк Т-60 производился сразу на четырех заводах. На базе этой машины выпускалась реактивная система залпового огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов калибром 82 мм.
Всего за годы войны советской промышленностью было выпушено около 6045 танков Т-60, которые принимали участие в сражениях начального периода Великой Отечественной.


Внедорожник ГАЗ-67
К началу Второй мировой войны промышленность США, Англии и Германии уже имела налаженный выпуск качественных машин повышенной проходимости. В 30-е годы советская автомобильная промышленность во многом зависела от США, Англии и Германии - многие заводы строились при помощи зарубежных специалистов.
Еще до начала войны стало ясно, что в стране остро не хватает автомобилей типа Willys MB Jeep. Работы по созданию такого автомобиля привели к созданию ГАЗ-64. Эта машина была довольно удачной, поэтому на базе узлов Газ-64 группой специалистов под руководством В.А. Грачева был разработан бронеавтомобиль БА-64.
В конце 1942 года начались работы по модернизации ГАЗ-64. Новая машина получила индекс ГАЗ-67. Этот автомобиль стал одним из самых удачных внедорожников. На ГАЗ-67 был установлен 4-х цилиндровый 54-сильный двигатель водяного охлаждения рабочим объемом 3280 см. Развивал максимальную скорость до 90 км/час. Обладал высокой проходимостью, легко шел по снегу глубиной 350 мм и преодолевал подъемы 10-20 градусов. ГАЗ-67 мог перевозить четырех человек и буксировал прицеп массой 800-1000 кг. В течение войны выпускалось несколько модификаций ГАЗ-67, которые имели незначительные отличия.
Кроме Советской Армии ГАЗ-67 поставлялся в армии стран дружественных СССР, этом автомобиль широко применяли корейские войска во время войны 50-х годов.


Самоходная артиллерийская установка может быть весьма схожа с танком конструктивно, но предназначена для решения других задач: уничтожения танков противника из засад или огневой поддержки войск с закрытой огневой позиции, а потому имеет другой баланс брони и вооружения.


Самоходно-артиллерийская установка СУ-122
Самоходная установка была разработана в рекордно короткие сроки: в октябре 1942 года Государственный Комитет обороны постановил начать работы по созданию на базе танка Т-34 самоходной установки со 122-мм гаубицей М-30 образца 1938 года, а в декабре она уже была принята на вооружение Красной Армии и к производству. СУ-122 предназначалась для поддержки и сопровождения танков. Новая машина поступила на вооружение самоходно-артиллерийских полков средних СУ (по 16 установок СУ-122 в каждом). Констуктивно самоходная установка представляла собой шасси танка Т-34, отделение управления и боевое отделение которого занимала закрытая со всех сторон броней рубка. Здесь была смонтирована гаубица М-30. Для защиты противооткатных устройств гаубицы использовалась выступающая вперед массивная бронированная маска. Приборы управления огнем позволяли вести стрельбу как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. В боекомплект гаубицы входили осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды. Последние пробивали броню толщиной 100 мм. На самоходной установке монтировалась радиостанция 9Р и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ.
Самоходная установка обладала вполне удовлетворительными боевыми характеристиками, но скорострельность ее из-за использования выстрелов раздельного заряжения была невысока. Она выпускалась в течение 1942-1943 гг., всего было выпущено 638 таких машин.


Самоходно-артиллерийская установка 85
Самоходно-артиллерийская установка была принята на вооружение в 1943 году вследствии необходимости новой установки, так как предназначенные для непосредственной поддержки пехоты и танков СУ-122 обладала слишком малой скорострельностью. Созданная на базе танка Т-34, новая СУ вооружалась 85-мм пушкой Д5-С85.
Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в задней части, а бронированная рубка в средней и передней части корпуса. СУ предназначалось для ведения огня прямой наводкой, но для стрельбы из-за укрытий СУ имела панорамный прицел. На самоходке устанавливались радиостанции 9Р или 9РС и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ.
Производство СУ-85 было прекращено в 1944 году на 2329 машине. Машина поступала на вооружение отдельных самоходно-артиллерийских полков (по 16 установок в каждом). В 1944 году СУ-85 была заменена в производстве более мощной и современной СУ-100.


Средний танк Т-34/85
Танк был разработан и принят на вооружение в декабре 1943 года в связи с появлением у противника танков "Пантера" и "Тигр". Новая машины была создана на базе среднего танка Т-34/76 с установкой на него новой литой башни с 85-мм пушкой. На первых серийных танках устанавливалась пушка Д-5Т, которую впоследствии заменили пушкой ЗИС-С-53 того же калибра. Ее бронебойный снаряд массой 9,2 кг с расстояния 500 и 1000 метров пробивал броню толщиной 138 мм (у "Пантеры" и Тигра" броня равнялась 110 мм и 100 мм). На крыше башни устанавливалась неподвижная командирская башенка со смотровыми приборами. На всех танках устанавливалась радиостанция 9РС, прицел ТШ-16, средства постановки дымовых завес. Хотя вследствии более мощной пушки и усиления броневой защиты вес танка увеличился, благодаря мощному двигателю подвижность танка не снизилась. Танк широко использовался до конца войны.


Тяжелый танк ИС-2
Тяжелый танк ИС-2 представлял собой модификацию танка ИС-1, который послужил родоначальником нового рода тяжелых советских танков. Самым главным изменением стала установка нового орудия - 122-мм пушки Д-25Т с дульным тормозом (Танк ИС-1 выпускался малой серией, а затем он уступил место ИС-2).
Имея большую огневую мощь, усиленную броневую защиту, надежную силовую установку, тяжелый танк ИС-2 мог бороться с любыми танками противника - с расстояния 1500 м в результате попадания по трофейной "Пантере" снаряд ИС-2 разорвал башню немецкого танка.
Танк снабжался радиостанцией 10-РК-26, прицелом ТШ-17. С 1944 года на танках стали устанавливать 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.
Тяжелый танк ИС-2 выпускался с 1943 по 1946 год. Всего было выпущено 3750 ИС-2.


Т-62
Разработка танка Т-62 началась в 1957 году, конструкторским бюро завода № 183 под руководством Л. Н. Карцева. Опытный образец был изготовлен 1959 г., в 1960—1961 гг. проводились его опытные испытания. 12 августа 1961 г. танк был принят на вооружение. Танк Т-62 представляет собой дальнейшее развитие танка Т-55, он имеет такую же компоновку, и в нем использованы те же узлы и агрегаты. Отличался от предшественника более мощной пушкой: дальность прямого выстрела гладкоствольной 115-мм пушки бронебойным подкалиберным снарядом составляет 1870 м. Гладкоствольная пушка была новинкой, и Т-62 был первым танком в мире с орудием такого типа. Погон башни был увеличен до 2245 мм (в отличие 1825 мм у Т-55) для установки пушки с большим откатом.
Танк производился даже после того, как Т-64 был принят на вооружение в 1967 году. Серийное производство Т-62 закончилось в СССР в 1975 году после выпуска 20000 единиц, но были выпущены многие модификации данного танка:
Т-62А Модификация танка Т-62 с нарезной 100-мм пушкой Д-54ТС. Данная модификация танка выпускалась в 1962 году.
Т-62Д Модификация танка Т-62 оснащённая комплексом активной защиты Дрозд. Принят на вооружение в 1983 году.
Т-62М Танк прошедший глубокую модернизацию в 1983—1985 гг. На танке была установлена: дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища; резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны; лазерный дальномер КТД-2; баллистический вычислитель БВ-62. Пушка имеет теплозащитный кожух.
Т-62М-1 Вариант Т-62М с двигателем В-46-5М.

Танк поставлялся за рубеж с начала 1970-х годов. Основным адресом стал Ближний Восток. Кроме предприятий СССР танк Т-62 выпускался в ЧССР (в основном на экспорт) и в КНДР.

В отличие от Т-55, Т-62 не имел заметного просвета между первым и вторым катком Т-54/55

Информация была взята со следующих сайтов:

www.wikipedia.org

www.awards-su.com

www.glory.rin.ru

www.soldat1941.narod.ru

www.sssr-history.ru

www.topgun.rin.ru

www.ussr.km.ru

www.velikvoy.narod.ru

 
Hosted by uCoz